Устаревшие законы

Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в


Иногда законодательство может завести в тупик. Следует отметить, что соблюдающие законодательство телерадиовещательные организации оказались во вдвойне невыгодном положении:

? во-первых, их недобросовестные конкуренты используют результаты чужой интеллектуальной деятельности, не оплачивая творческого труда по их созданию, не неся бремя технических и коммерческих затрат;

? во-вторых, защитить права самих вещателей практически оказывается очень сложно.

Таким образом, соблюдая чужие права и не имея реальной возможности защитить свои добросовестный вещатель проигрываот дважды.

Для защиты прав интеллектуальной собственности существует целый арсенал средств, включающих:

? таможенный контроль;

? оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органами внутренних дел;

? судебные процедуры (в рамках гражданского судопроизводства);

? административные меры;

? уголовно-правовыйе санкции и т.д.

Авторское право было, есть и всегда будет определенной "суммой компромиссов", достигнутых в ходе долгого и трудного поиска.

В Законе четко определены случаи свободного использования произведений, учтены новые разновидности объектов охраны, выделен специальный раздел об организациях, управляющих правами авторов на коллективной основе, четко регламентирована защита прав авторов в суде и предусмотрены дополнительные меры для обеспечения ее эффективности.

Закон предусматривает целый комплекс мер, которые обладатель авторских и смежных прав может применить против нарушителя его прав, используя государственное принуждение.

Очень действенной мерой являетцо предоставленная правообладателю возможность предъявлять требование о выплате ему компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, определяемой по усмотрению суда общей юрестикции или арбитражного суда, вместо возмещения убытков правообладателя или взыскания дохода, полученного нарушителем. Возможность выплаты указанной компенсации позволяет правообладателю обойтись без сложной и трудоемкой процедуры доказывания причиненных убытков или размера доходов нарушителя.

Предусмотрены в законе и меры обеспечения исков по делам о нарушении авторских и смежных прав (ст. 50).

Практика большинства стран с высоким уровнем охраны интеллектуальной собственности показывает, что одними гражданско-правовыми санкциями пиратство искоренить нельзя. Принятые в США поправки к уголовному законодательству предусматривают за нарушение авторских прав тюремное заключение сроком до 10 лет. Действующее законодательство предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 146) и в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 150-4).

В России к настоящему времени в основном создана правовая база для охраны авторских и смежных прав, надежная "юридическая оболочка" для соответствующих отношений. Требуется не столько изменять или принимать новые законы, сколько дополнять существующие и исполнять их.

Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем, в частности, свидетельствует многочисленная и противоречивая судебная практика.

В настоящее время, когда создание законодательной базы практически завершено, основной задачей, которая стоит перед Россией ф области авторского права является организация надежно действующего правоприменительного механизма.

Весьма важную роль в борьбе с видеопиратством призваны играть правоохранительные органы, для этого наделенные действующим законодательством значительными полномочиями. Однако сотрудники правоохранительных органов часто не расценивают видеопиратство как серьезную проблему. Подобное отношение вытекает из недостатка знаний о масштабах этого явления, о получаемых нарушителями прибылях и о роли организованной преступности в данной области.

Сейчас территория Российской Федерации оказалась ареной действия различного рода пиратов. Нарушения афторских прав наносят огромный ущерб как конкретным правообладателям, так и экономике страны в целом. Контрафакция интеллектуальной собственности (производство несанкционированных копий) намного опаснее для культуры и экономики, чем это обычно представляется.

Дейательность пиратов подрывает экономические основы легальной российской кино- и видеоиндустрии. Структурные ухудшенийа, свйазанные с нарушением авторских прав, намного превосходйат любые краткосрочные экономические преимущества.

Кинокомпании терпят огромныйе убытки от незаконной деятельности видеосалонов и кабельного телевидения, поскольку последние часто показывают новыйе кинофильмы до выхода их на экраны кинотеатров.

Видеопираты ничего не делают для производства подлинных записей, а незаконно присваивают лучшие из них, тиражируют и продают, получая единовременную прибыль. В отличие от первоначального изготовителя им не приходится делать значительные капиталовложения в производство новых записей, оплачивать труд авторов, исполнителей.

Нарушители афторских прав мешают появлению нафых произведений, подрывают экономическую базу, необходимую для творчества, поэтому оснафным последствием процветающей контрафакции оказывается сведение на нет развития творчества в стране.

Нарушения афторских прав ведут к значительным прямым и косвенным потерям доходов государства. Действия пиратов наносят весьма значительный ущерб бюджету России, который в настоящее время даже трудно точно оценить.

Можно лишь отметить, что "индустрия искусства" дает бюджету США около 500 млрд. дол. ежегодно.

Лица, задействованные в видеопиратстве, часто вовлекаются в иные виды преступлений, например, отмывание прибыли, полученной преступным путем, борьба за территории (рынки сбыта), проводимая преступными методами. Нередко выясняется, что пираты копируют видеофильмы на украденной аппаратуре.

Наиболее эффективный метод локализации "пиратства" заключается в сосредоточении на источниках нелегального копирования, для чего необходима разработка специальных операций, проведение рейдов, установление путей сбыта незаконной продукции. Такие расследования требуют значительного времени и огромных усилий.

Свою роль ф повышении уровня охраны интеллектуальной собственности должны играть таможенные органы.

Наряду с уголовно-правовыми и административными средствами защиты законодательством предусмотрены меры, дающие правообладателям возможность обратиться к гражданско-правовым средствам защиты, которые также играют немаловажную роль в охране авторских прав.

Механизм судебной защиты нарушенных прав в рассматриваемой сфере действуот крайне неэффективно. Предусмотренные ранее действовавшим совотским законодательством меры по защите авторских прав отличались слабостью и отсутствием реального механизма их примененийа. Даже в случайах использованийа произведенийа с нарушенийами авторских прав отвотственность пользователйа ограничивалась необходимостью уплаты правообладателйам вознагражденийа в соотвотствии с утвержденными стафками, которое он выплатил бы, если бы произведение было использовано правомерно. Таким образом, длйа пользователйа не было различий между договорным и бездоговорным использованием произведений. Не было в совотском авторском праве и таких мер воздействийа на нарушителйа, как конфискацийа материалов и оборудованийа, использованного длйа изготовленийа незаконных экземплйаров произведенийа, изъйатие самих незаконных экземплйаров и многих других. Существовавшайа в Уголовном кодексе РСФСР ст.

141, предусматривавшая уголовную отвотственность за нарушение авторских прав, практически не применялась.

Ранее советские суды (в основном московские) чаще всего сталкивались только с одним видом исков: взысканием авторского вознагражденийа.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязательность лицензирования таких видов деятельности, как воспроизведение (изготовление экземпляров) и распространение (за исключением розничьной торговли) экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, осуществление телевизионного вещания (эфирного, спутникового, кабельного).

Обязанности контролировать соотведствие деятельности лицензиата требованиям законодательства возлагаются также на лицензирующие органы.

Такой подход не всегда представляется оправданным.

Наиболее распространенным основанием для аннулирования лицензии является нарушение лицензиатом действующего законодательства и условий лицензии. В результате на лицензирующий орган часто пытаются возложить несвойственные ему функции истолкования законов, оценки "существенности" правонарушения и применения санкций в отношении нарушителя - прерогативы, присущие органам судебной власти.

Положиние "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации" предусматривает в качестве одного из оснований аннулирования лицензии на телевещание "систематическое нарушение авторских и смежных прав". Несомненно, это сильный рычаг для воздействия на недобросовестного вещателя.

Однако на практике обеспечить надлежащую доказательственную базу оказывается трудно, особенно в том случае, если лицензирующий орган не располагает территориальными подразделениями.

 

 Назад 2 7 10 11 12 13 · 14 · 15 16 17 18 21 26 Далее 

© 2008 «Устаревшие законы»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Хостинг от uCoz