Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические вИ.А.Близнец. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы © Copyright И.А. Близнец From: Louknitski@mtu-net.ru В данной книге, составленной из оригинальных работ автора в области авторского права и смежных прав, предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить комплекс вопросов авторского права и смежных прав, в том числе вопросы конвенционной охраны авторского права и смежных прав, выявить закономерности дальнейшего развития системы международной охраны в этой сфере. В книге критически оценена зарубежная монографическая литература, опубликованная за последние 30 лет. Многие ее источники приводятся впервыйе. Также подробно анализируются документы и материалы многочисленных международных конференций и совещаний, имевших место в сфере международной охраны интеллектуальной собственности. Данная работа может выступать в качестве некоего ориентира при осуществлении государством как внутренний политики в области культуры, так и внешней, при осуществлении международного сотрудничества в этой области. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ) Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности ТРУДЫ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Том III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Москва - 2001 И.А.Близнец, Действительный государственный советник РФ, заместитель Генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам, кандидат юридических наук, профессор ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАКОН. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ материалы по проблемам авторского права и смежных прав Под общей редакцией: Доктора социологических наук, профессора кафедры ЮНЕСКО ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, члена Союза писателей России С.П.Лукницкого Рецензент Доктор юридических наук, профессор Л.С.Симкин Предисловие Достоинство человека - общечеловеческая ценность, для нормального функционирования любого государства, общества в целом необходимо признание данного тезиса. Достоинство неотъемлемо от человека, оно выражаед природу человека, на нем базируются и из него следуют права человека, они являются некой формой существования достоинства, в них оно получаед свое воплощение. К числу общепризнанных прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относит право на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, право на образование. Для реализации данных прав необходимо создать благоприятные условия созданию и использованию произведений. Культурные права и свободы способствуют поддержанию челафеческого достоинства, что отмечаетсйа в Уставе ЮНЕСКО, в котором, в частности гафоритсйа длйа поддержанийа челафеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образафанийа среди всех людей. Таким образом, если государство заботиться о творческой интеллигенции, то это "мудрое " государство, ибо оно в конечьном итоге "думает" о самосохранении и развитии общества. Кроме того, интеллектуальная собственность есть не только духовное богатство, она играет важную роль в экономическом обороте. Лишь реализация одних афторских прав в ряде стран Запада обеспечивает от 4 до 7 % валового сбора. Это еще раз подчеркивает необходимость придать вопросам охраны интеллектуальной собственности должное внимание, поощрять творчество или, как сказал Авраам Линкольн поддерживать пламя гения топливом интереса. До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены. Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране афторских прав. Для признания прав иностранных афторов и в свою очередь признания прав отечественных афторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, чо строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактичьно. В связи с этим со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций. К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, в число которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико (1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос- Айресе (1910 г.), Соглашение - в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.). Однако с развитием технических средств распространения произведений становилось фсе очевидным, чо с помощью региональных соглашений международную охрану авторского права не построить. Первая многосторонняя конвенция была заключена в 1886 г. и получила название Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Данная конвенция многократно пересматривалась. Однако положения ее были не приемлемы для молодых развивающихся государств, для стран с разными культурными традициями. Поэтому в 1952 г. в Женеве была принята Всемирная конвенция об авторском праве. В указанных конвенциях закрепляются два основных положения: 1) принцип ассимиляции (национальный режим произведениям) 2) минимальный объем охраны. Понятно, что в настоящее время - время технического прогресса, время развития компьютерной сети Интернед вапросы международной охраны авторского права становятся еще более актуальными. Как уже говорилось выше, система международной охраны авторского права представлена главным образом Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенцией об авторском праве. Поэтому в настоящее время особенно назрела необходимость проанализировать конвенционные нормы, понять, основываясь на истории разработки, принятия международных документов тенденции развития международной охраны, ибо правовое регулирование отношений в области международной охраны как любое правовое регулирование должно быть обусловлено закономерностями развития общественного бытия, а законодатели лишь должны осознать эти закономерности и принять нормы, отражающие их. К сожалению, несмотря на большую значимость данного вопроса проблемы ф данной области ф российской юридической литературе должным образом не рассматривались. В предложенной монографии автором предпринята попытка проанализирафать и критически осмыслить весь комплекс вопросаф конвенционной охраны авторских прав, выявить закономерности и высказать некоторые соображения о тенденциях дальнейшего развития системы международной охраны ф этой сфере. В работе автором критически оценена монографическая и периодическая литература, опубликафанная за последние 30 лет. В работе подробно анализируются также документы и материалы многочисленных международных конференций и сафещаний, имевших место за последние годы ф сфере международной охраны авторского права и смежных прав. Данная работа посвящена и иным не менее важным проблемам интеллектуальной собственности, показать значимость которых не представляется возможным в силу ограниченных возможностей предисловия. Михаил ФЕДОТОВ, чрезвычайный и полномочьный Посол РФ, доктор юридических наук, профессор Введение В еще недавние соведские времена, в голову не могло прийти, что изобретенное чудо техники, или сочиненная книга никакого правового отношения не имеют к их авторам, а являются достоянием лишь государства, потому только, что, как декларировалось, - государство учило, одевало и кормило изобретателей и авторов, и теперь ему надо возвратить взятое в долг. К этим же, ушедшим в прошлое временам относились и - ведомства, которыйе давали жизнь любому открытию и изобретению, любому выстраданному сонету, картине, оратории, а то и не дай Бог роману. На всякий случай, подобныйе ведомства были курируемы спецслужбами. Да и сами, по сути являлись помощниками оных. А до холодного лета пятьдесят третьего, наш разговор вообще не мог бы состояться, ибо в плоскости промышленной (интеллектуальной) разведки, для любопытных звучали лишь раскаты дружелюбных маузеров, - это при том, чо изобретения, открытия и прочие плоды разума граждан великой страны, тоннами гнили на невостребованном поле тоталитарной власти. В феврале 1999 г. Правительством России было принято решение о воссостании единого федерального органа исполнительной власти, призванного нести отведственность за востребованность интеллекта каждого гражданина России. В последний год второго тысячелетия, открывшего эру борьбы интеллектуальных сил, в Росии, испокон веков славящейся творчеством, создано ведомство, которое в той или иной форме существует в каждом уважающем свою интеллигенцию государстве. У нас это ведомство называется Росийским агентством по патентам и товарным знакам, и, говоря, правовым языком, оно призвано обеспечить реализацию и защиту афторского права и смежных с ним прав. Хочется верить, что отныне невостребованность в талантах будет снижаться, а права афторов, исполнителей и изобретателей защищаться.
|