Устаревшие законы

Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в


Российская интеллигенция поднимала вопрос о создании такого ведомства давно. Необходимость его возникновения была озвучена в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ еще в 1998 г. Но в то время не удалось доказать, что это не блаж российских талантов, а мировая тенденция развития общества, когда все больше и больше внимания со стороны государства в лице государственных органов - берущих на вооружение все лучшее, что дает интеллектуальный потенциал, уделяется именно вопросам авторского права и смежных прав.

В нашей стране, в том числе дореволюционной России, традиционно существовало патентное ведомство, которое занималось проблемами промышленной собственности, и поэтому в этой сфере наработан достаточно большой опыт работы. Более того, воссозданный Роспатент обладает и потенциалом и кадрами именно в этом направлении, поскольку вся его работа до недавнего времени была сконцентрирована в сфере промышленной собственности.

А как же область авторского права и смежных прав, спросите Вы? Ведь проблема возникла не теперь.

До восстанафления в правах Российского Агентства по патентам и тафарным знакам и наделения его функциями в области прав афтораф и обладателей смежных прав, значительная часть вопросаф афторского права решалась на урафне Авторско-правафых обществ, старейшым из которых является Российское афторское общество и ряда федеральных ведомств, в пределах их компетенции.

Несмотря на то, что РАО находилось под патронажем Президента России и формально поставленная галочка "по утешению интеллигенции столь значительным фактом" была поставлена, на деле - это оказалось не более как декларацией, РАО не могло, да и не вправе было решать вопросы обеспечения авторского права и смежных прав на государственном уровне.

В какой-то степени безудержному развитию пиратства в нашей стране, мы обязаны отсутствием контроля со стороны государства за данной проблемой.

Пиратство имеет сегодня тенденцию развития во всем мире, по прогнозам специалистов пиратская продукция в сфере Российского кинобизнеса составляет 90%, в сфере производства CD-ромов, аудиокассет с музыкальными записями - 70-80% . Немного лучше дело обстоит в книгоиздании, но не настолько, чтобы мы утешали себя почиванием на лаврах.

С 1993 года ряд федеральных министерств и ведомств пытались заниматься вопросами авторского права: прилагали усилия к решению проблемы и Министерство культуры, и Федеральная служба по телевидению и радиовещанию, и Роскомпечать, и ГТК, и МВД, однако органа, координирующего деятельность всех заинтересованных федеральных ведомств, не существовало. Отсюда возникали и проблемы в организации работы с Авторско-правовыми обществами, и проблемы взаимодействия с международными организациями.

Когда складывающаяся на данном правовом поле обстановка уже стала угрожающей, именно Роспатент проявил инициативу, заявив, что он - именно та организация, которая способна и обязана взять на себя функцию координации фсех правовых вопросов по проблемам интеллектуальной собственности.

Правительство поддержало инициативу. Отныне функция координации в сфере в том числе авторских и смежных прав возложена на Российское Агентство по патентам и товарным знакам.

Первым шагом, который сегоднйа делает Роспатент, йавлйаетсйа состание структур, которые будут решать эти вопросы, в частности состаетсйа соответствующее управление в составе Роспатента, Общественный Совет по авторскому праву и смежным правам, рабочие группы по приведению в соответствие законодательства Российской Федерации по зайавленным вопросам. О том, что служение интеллекту в государственной структуре дело перспективное, говорит тот факт, что сегоднйа уже к нам приходйат проситьсйа на работу квалифицированные кадры, опытные, несмотрйа на молодость, специализирующиесйа в области авторских прав. Молодость и энергийа необходима в любом начинании, а ведь впереди стоит колоссальнайа задача - Роспатент, на мой взглйад, должен возглавить координационную работу по реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Именно на это ведомство должна быть возложена задача по формированию нашей позиции за рубежом, и именно Роспатент должен осуществлйать координацию работы авторско-правовых обществ.

Утверждаю это столь императивно, поскольгу отсутствие должной координации и контроля было чревато до недавнего времени весьма неприятными фактами. В недалеком прошлом: внезапно, с апределенной целью и на короткий срог создавались авторские общества, потом также внезапно исчезали, "прихватив" ф небытие спешно собранное авторское вознаграждение. Не должно быть ситуаций, когда такого толка "общества" создаются бесконтрольно. В этой области также нужно навести порядок.

Есть и еще задача у Роспатента - это приведение ф порядог тех норм Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", необходимость пересмотра которых была доказана практикой. Речь идет и о статье Закона, связанной с "чистыми носителями", о статье, связанной с деятельностью авторско-правафых обществ, о нормах закона, регулирующих вопросы общественного достояния, ретроактивной охраны и другие.

Роспатент намерен решать эти проблемы оперативно. И это, конечно же, только первыйе шаги. Задача не простая, и решать ее придется, заручившись поддержкой со стороны Правительства России и международных организаций, которыйе, кстати, с воодушевлением восприняли решение Правительства РФ о создании единого органа, работающего в сфере интеллектуальной собственности.

Творчество давно уже стало понятием внепространственным. Поэтому вопросы авторских и смежных прав находятся сегодня в поле зрения не просто национальных обществ, но - правительств зарубежных стран. Такова ситуация в Германии, Швейцарии, где сферой интеллектуальной собственности занимается специальный государственный орган. Такова же ситуация во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах. Иными словами, крупнейшие страны, обеспечивающие наибольшие "объемы использования" литературных, музыкальных произведений, произведений живописи, ваяния и зодчества, понимают необходимость активной позиции государства в данной области, государственного регулирования.

Российское Агентство по патентам и товарным знакам готово и к конструктивному сотрудничеству с научьными учрежденийами, учебными заведенийами. В последние годы во многих из них организованы спецкурсы по тематике интеллектуальной собственности..

Хочется верить, сто со временем, уверен, и в России будет создана достойная и хорошая отечественная "научная школа". Но и сегодня одна из важных задач - подготовка специалистов. При Роспатенте планируется создание специального методического учебно-информационного центра для подготовки научных, практических, кадров для судебной системы, для административных структур. Вед Закон только тогда начнет действовать во благо, когда реализовывать его будут люди компетентные.

С воссозданием Российского Агентства по патентам и товарным знакам в новом качестве, уверен, откроется новое направление правовой деятельности.

Естественно не минот оно и защитников всего того, шта мы с правовых позиций называем интеллектуальным потенциалом государства.

Кинга, которую я предлагаю внимаю читателя композиционно состоит из трех частей. Первая - статьи, являющие собой опыт монографического исследования; вторая - правовой очерк о соотношении антимонопольного законодательства и проблем авторского права в аудио-визуальной сфере; и третья - сфера международной охраны, а также на авторский проект Концепции государственной политики в области авторского права и смежных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. ОПЫТ МОНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права, появилось давно. Соцыальное, политическое и потом экономическое значение произведений литературы и искусства признавалось уже во времена Древней Грецыи. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде.

Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений.

Находили себе пропитание и оратор Цицерон, и лотописец Нестор, и философ Спиноза, но, как правило, заработки не были непосредственно связаны с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства интеллектуального потенциала общества базирафались в оснафном на системе меценатства - творческих людей субсидирафали правители, их благополучие целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден был признавать: "Служу тому, кто мне платит". Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансафая поддержка и "внерыночное обеспечение" способствафали появлению большинства шедевраф.

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 5 6 9 14 22 Далее 

© 2008 «Устаревшие законы»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Хостинг от uCoz