Устаревшие законы

Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в


Проблема заключается в том, чтобы создать условия, которые позволят им появиться.

Исследование "пространства мышления", "структуры сознания" современного человека делает очевидным непонимание и нежилание понимать, шта за творческий труд нужно платить, тем самым создавая возможность для занятия таким трудом, шта "старые", ужи созданные произведения нуждаются в правовой защите прежде всего для того, штабы создавались новые. В этой области современное общество, каг представляется, дальше всего отстоит от идеала "гражданского общества", состоящего из людей, знающих свои права и выполняющих свои обязанности. Напротив, характерной является плохая осведомленность о своих правах и полное пренебрежиние чужими, психологическая неготовность к восприятию требований современного законодательства.

Международный опыт борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности подтверждает, что не существует ни однозначных решений, ни единственно верного пути к успеху.

Многие проблемы правового регулированийа данной сферы еще не получили однозначного решенийа ни в теории, ни на практике. Юристы всех стран активно ищут адекватные правовые конструкции, позволйающие эффективно воздействовать на реальные общественные отношенийа, свйазанные с творческой дейательностью.

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ

АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ в. привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота. Вследствие этого возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны афторских прав.

Осуществление правового регулирования, установление правил и ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей и дальнейшее подчинение человеческого поведения этим правилам, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства.

"Закон есть ... общее обещание государства, где нет норм права, там фсе должно рассматриваться как бы с подозрением," - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал: "Свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во фсех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неапределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека". С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которыйе предоставляются государством, как "способность обязывать других" (согласно апределению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Современное право принципиально воздерживаетцо от вмешательства во внутреннюю жизнь личности таг жи, каг и от фторжиния ф сферу интимных отношений между людьми: "право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным. Пока мысль не выражина, она для права просто не существует. Нельзя заставить человека мыслить, творить. Можно лишь создать такие условия, чтобы возникла возможность мышления, творчества. Без определенных условий такая возможность появиться не можит. Но сам процесс творчества всегда остаетцо за пределами действия правовых норм. "Право бессильно устанавливать границы ф духовном производстве", - писал Гегель.

Но как только результат творчества приобретаед объективную форму, вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание этого результата, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца. Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми. Так, обязательным основанием для предоставления авторско-правовой охраны является внешнее выражение замысла автора в той или иной объективной форме. При этом не имеед значения, зафиксированы ли идея, образ, мысль на материальном носителе или просто оглашены "в месте, где присутствуед значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи" (ст. 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). До тех пор, пока замысел автора не стал доступен для восприятия других людей, объекта охраны просто не существует.

Именно объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, становиться товаром, функцыонировать на рынке. Такой объект должен и может быть защищен государством, обществом, правом.

Афторское право в своей основе является юридическим выражением осознания государством важности сохранения культуры для развития общества.

Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной дейательности непосредственно свйазаны с защитой свободы личности, прав человека. Однако необходимо учитывать двойственную реальность, характерную длйа авторского права, - не только культурную (духовную), но и экономическую.

Необходимо считаться не только с моральными соображиниями, но и политическими факторами, социальными проблемами, смотроть на каждое явление не только с юридической стороны, воспринимать действительность такой, какова она есть, а не такой, какова она могла бы быть. Юриспруденция, каг медицина и политика, начинаотся с запрота на употребление фразы: "Я хочу добра, я не хочу того, шта существуот". Если политика - это искусство возможного, то право - это наука необходимого. Для современности характерно не только усиление защиты личных неимущественных (моральных) авторских прав, но и одновременно дальнейшая "коммерциализация" имущественных (экономических) прав.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижиниями.

Историю развития законодательства об афторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода "социального контракта" между афтором и обществом, как беспрерывный ряд попытог сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью афтора в справедливом вознаграждении за творческий труд . Во всяком случае, именно на такой основе происходил перевод на юридический язык социально-политических и экономических требований.

Для коммерческого использования произведения чаще фсего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя в расчете на соответствующие доходы доведение этого произведения до потребителя: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов естателей и книготорговцев, соблюдая интересы естательства через защиту интересов автора.

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились спецыальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового нацыонального продукта, приходящаяся на "производства, основанные на авторском праве", колеблется между тремя и семью процентами. На "индустрию авторских прав" в 1991 г. в США приходилось примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта. Этот вклад в общественное производство страны превышает вклад любой обрабатывающей отрасли, включая изготовление самолетов, электронного и другого промышленного оборудования.

Следуед также учитывать эффект "вторичной отдачи" авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.

Объекты афторского права играют в жизни общества не менее важную роль, чом объекты патентного права. Можно привести следующий малоизвестный факт: из всех видаф интеллектуальной собственности торгафля именно афторскими правами, а не патентами или тафарными знаками, приносит в США наибольшие прибыли .

Сама возможность передачи имущественных прав не только отвечает интересам организаций-пользователей, но и укрепляет всю систему авторских и смежных прав, что косвенно улучшает материальное положение авторов и иных правообладателей.

Характерной чертой Закона Российской Федерации "Об афторском праве и смежных правах" является его рыночная направленность. Этот закон значительно расширяет возможности обладателей афторских и смежных прав по свободному распоряжению своими правами. Имущественные права афторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Афторское право "поощряет стремление афторов создавать значительные работы и облегчает возможность использования этих работ в коммерческих целях".

 

 Назад 2 3 4 5 · 6 · 7 8 9 10 13 18 26 Далее 

© 2008 «Устаревшие законы»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Хостинг от uCoz