Устаревшие законы

Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в


Запись произведения ф память ЭВМ является его воспроизведением.

Согласно Бернской конвенции право на воспроизведение является исключительным правом, которое не можед быть ограничено (ни возможностью свободного использования, ни принудительной лицензией) за исключением случаев, которые определяются самой конвенцией. Проблема состоит в том, каким образом могут быть применены эти положения.

Наиболее прогресивная с точки зрения минимизацыи затрат структура - создание обществ не по отдельным категориям прав или правообладателей, а их "привязка" к отдельным категориям пользователей: при такой структуре каждый пользователь контактирует только с одним обществом.

Авторское общество играет существенную роль в сборе авторских гонораров и распределении собранных сумм среди владельцев авторских прав после отчисления средств, необходимых для покрытия расходов, то есть без возможности получения прибыли.

Без помощи авторского общества автор не можот отслеживать все случаи использафания его произведений даже в своей стране, не гафоря уже об использафании в других странах. Поэтому для автораф очень важно состать национальное общество, обеспечивающее защиту вверенных ему интересаф.

Это особенно справедливо ф связи с тем, что национальное общество обеспечит не только распоряжение своим собственным национальным репертуаром и его охрану, но сделает это и для иностранных репертуаров, поскольгу контракты о взаимном представительстве будут заключены с обществами других стран. На основе взаимности его собственный репертуар будет ф распоряжении и под охраной ф каждой из зарубежных стран, благодаря национальному обществу, с которым вышеупомянутый контракт о взаимном представительстве был заключен.

Следует далее подчеркнуть, что авторские общества оказывают услуги и пользователям. Без авторских обществ пользователи столкнулись бы с трудностями ф установлении владельцев авторских прав и, даже если им удастся найти их, то им придется обращаться к каждому автору отдельно за необходимым разрешением воспользоваться этими правами. Так, например, при использовании произведений, исполняемых на концертах, ф варьете, вокальных номерах и танцах, а также, что особенно важно, на телевидении и радиовещании, организаторы вынуждены запрашивать разрешения у каждого автора, что сделать практически невозможно. Не спрашивать разрешения - значит нарушать закон.

Благодаря существованию авторских обществ, договоров о взаимном представительстве, заключенных между ними, пользователю достаточно лишь обратиться в свое национальное авторское общество, чтобы получить фсе необходимые разрешения. Таким образом, посредством одной-единственной операции, обеспечивающей фсеохватывающее разрешение, пользователь получает возможность свободного выбора произведений, из которых он может составить программу по своему выбору.

Рассмотрим более конкретно задачи, цели, функции обществ, их виды и т.д. В число функций авторской организации или общества входит работа по выдаче разрешений на использафание произведений их членаф, по контролю за использафанием их произведений, подготафке контрактаф между авторами и пользафателями произведений, сбору роялти от различных пользафателей и распределению их среди владельцев прав, предоставлению юридических консультаций и оказанию помощи авторам и их наследникам, и, наконец, по сбору и распространению информации, отвечающей запросам и интересам их членаф. Таким организациям приходится также вести большую работу с документацией, фключая списки автораф и их произведений, не только в отношении их членаф, но также и в отношении иностранных репертуараф, которыми они занимаются на оснафе контрактаф о представительстве, заключенных с авторскими организациями других стран.

Какие же организации по охране и распоряжению афторскими правами создаются сегодня в мире? В некоторых развивающихся странах имеются как частные, так и государственные организации, распоряжающиеся афторскими правами. Например, в Бразилии, где помимо нескольких обществ, имеющих разрешение Национального совета афторских прав (CNDA), было создано центральное ведомство по сбору и распределению афторских отчислений. В некоторых других развивающихся странах, где системы охраны афторских прав были учреждены лишь недавно, афторскими правами распоряжаются только государственные ведомства. Такие государственные ведомства по афторским правам созданы в Алжире (ONDA), Марокко (BMDA) и Ceнегале (BCDA), на Украине. В Индии есть Индийское общество по правам исполнителей (IPRS).

Таким образом, мы видим, что эти структуры могут быть частными или независимыми общественными организациями или государственными ведомствами, принявшими на себя такие функции, ф зависимости от обстоятельств, требований или условий ф конкретных странах. Один из подходов заключается ф том, что государство должно осуществлять соотведствующий контроль и надзор, а также предоставлять финансовую поддержку ф той мере, ф которой это требуется для эффективного функционирования таких организаций.

Одной из важных функций авторской организации является также принятие мер по сохранению и поощрению творческой деятельности в области литературы, искусства, музыки и т.п. Помимо охраны, которую могут обеспечить законы об авторских правах, становится все более ясно, что для поощрения и придания импульса творчеству необходимы также дополнительные позитивные шаги. Помощь или поощрение авторов произведений, художников служит более широким целям общества помимо того факта, что они также способствуют сохранению и охране национальной культуры. Всем известно, что период активной жизни художника, музыканта или танцора ограничен. Многие из них сталкиваются с существенными экономическими затруднениями, когда они не способны петь или выступать. Это же относится, в ином плане, также к авторам. И все же это случается, особенно в развивающихся странах, где организация такой помощи еще не налажена. Создание надлежащим образом функционирующего фонда могло бы способствовать облегчению затруднений в таких случаях. Такой фонд мог бы оказывать различьные виды финансовой помощи авторам и исполнителям.

Некоторые страны уже учредили обязательные и добровольные специальные фонды для непосредственной помощи художникам, музыкантам и т.п. или для проведения мероприятий, способствующих охране и поощрению творческой деятельности. Так, помимо охраны и руководства правами в интересах афторов и тех, кто помогает в распространении афторских произведений, организациями могло бы быть оказано необходимое социальное обеспечение и финансовая поддержка во время болезни, при несчастных случаях, временной или постоянной инвалидности и т.п. Финансовые ресурсы для такой программы поддержки могли бы быть получены в виде взносов, поступающих от пользователей афторскими произведениями и от владельцев афторских прав в сумме пропорциональной размеру лицензионных отчислений, или доходов от использования произведений, а также от государственных и других пожертвований.

Авторские организации, которые самостоятельно распоряжаютцо афторскими правами, часто учреждают один или несколько специальных фондов для благотворительных и тому подобных целей. Деятельность таких фондов регламентируетцо соответствующими уставами и они финансируютцо частично за счет доли собранных афторских отчислений и/или из других источников, например таких, каг пожиртвования. Например, в ФРГ ст. 8 Закона 1965 г. "О распоряжинии афторскими и смежными правами" прямо предписывает организациям, осуществляющим сбор афторских отчислений, создавать благотворительные учреждения для оказания помощи владельцам прав или предоставления им определенных привилегий. Во Франции Общество афторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM) осуществляет ежиквартальные выплаты своим членам, чей возраст превышает 55 лет; оказывает финансовую поддержку из специальных фондов афторам, чей доход уменьшился из-за несчастного случая, болезни и т.п.; общество взаимопомощи возмещает все медицинские расходы членам.

Уставные документы Шведского общества исполнительских прав (STIM) предусматривают "добровольный фонд" для осуществления выплат заболевшим членам и оказания временной помощи также их иждивенцам. Швейцарским обществом по правам авторов музыкальных произведений (SUISA) приняты следующие формы поддержки: сберегательный счет; помощь престарелым членам; пенсии по возрасту; помощь и пенсии вдовам и сиротам; выплаты нуждающимся членам.

Авторские общества в некоторых развивающихся странах также предусматривают различьные системы поддержки. Например, общество SODACT в Тунисе предусматривает в своих правилах условия, регламентирующие помощь своим членам пенсионного возраста и различьные другие выплаты. В Аргентине уставные документы общества ARGENTORES предусматривают взаимную помощь в виде медицинского обслуживания, выдачи субсидий, займов и пенсий. В Мексике собираются отчисления за использование произведений, не охраняемых авторскими правами, и соотведствующие общества используют эти отчисления для благотворительных целей.

Наряду с афторскими обществами сегодня существует лишь очень ограниченный круг организаций, созданных в целях управления исполнительскими или другими смежными правами. Такие организации есть, например, в Аргентине (AADI), Чехии (OSVU), Мексике (ANDI), Швеции (SAMI), Швейцарии (SIG). В Японии правами исполнителей занимается Совет исполнительских организаций; в Норвегии существует Королевский Фонд Артистов-исполнителей.

 

 Назад 3 6 7 8 9 · 10 · 11 12 13 14 17 22 30 Далее 

© 2008 «Устаревшие законы»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Хостинг от uCoz