Устаревшие законы

Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в


Срок охраны авторского права определялся правом страны, где требуется защита с условием, шта он не может быть больше такого срока в стране происхождения произведения.

Таковы основные черты международной системы охраны авторских прав, сложившейся к началу второй мировой войны, которая прервала работы как в области дальнейшего развития Бернской и межамериканских конвенций, так и в области их унификации и создания единой универсальной системы.

VIII. Бернская конвенцыя была подвергнута существенным изменениям на конференцыи в Брюсселе в 1948 году. Основными целями этого пересмотра являлось достижение как можно более полной степени унификацыи нацыональных норм участвующих в Союзе государств и правил применения Конвенцыи, а также приспособление конвенцыонных положений к новым условиям технического и научного прогресса в области средств и методов использования охраняемых авторским правом произведений литературы, науки и искусства. Важно отметить, что к этому времени нацыональные законодательства участвующих государств в большинстве своем уже содержали довольно интересные новые правила, регулирующие воспроизведение, распространение, публичное исполнение и передачу произведений при помощи новых технических средств.

Унификация национальных норм, по мысли авторов этого варианта, должна достигаться путем усиления принципа главенства положений Конвенции над правовыми нормами, содержащимися в национальных законодательствах.

IX. После очередного изменения Бернской конвенции в Брюсселе международная система охраны авторских прав продолжала оставаться эффективным правафым инструментом в распоряжении оснафных капиталистических государств Западной Европы, а также некоторых развитых стран Азии и Америки.

Главным же недостатком этой системы ф глазах крупных издателей и книготорговцев было отсутствие ф числе участников Конвенции Соединенных Штатов, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу ф связи с тем, что уровень охраны афторского права по Конвенции был слишком высок по сравнению с их внутренним законодательством.

Вместе с тем американский книжный рыног являлся самым широким среди государств. Американская полиграфическая промышленность с ее огромными производственными мощностями чувствовала себя стесненно в национальных границах. Общее количество рабочих, занятых в этой промышленности к началу 50-х годов, превысило 470 тыс. с ежегодным доходом в 6 млрд. дол. Однако, экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения, впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами.

Именно эти обстоятельства и определили стремление Соединенных Штатов приобщиться к международной системе охраны авторских прав. Для решения этой задачи была выбрана ЮНЕСКО, где политические позиции США были тогда достаточно крепкими для того, чобы нормы новой многосторонней конвенции учитывали и обеспечивали интересы США.

Вместе с тем существафали и другие страны, выражавшие неудафлетворенность высоким урафнем правафого режыма Бернской конвенции либо не считавшие для себя возможным присоединиться к ней по этой причине. Речь идет о молодых независимых государствах Латинской Америки, Азии и Африки, которые стали образафываться ф связи с начавшимся процессом развала мирафой колониальной системы.

Работы по выработке нафой конвенции начались в 1948 г. и заняли три года. К 1951 г. был подготафлен проект Всемирной конвенции, который был представлен на рассмотрение дипломатической конференции 1952 г. Причем, как неоднократно подчеркивалось на различных урафнях, при работе над проектом никаких сложных теоретических проблем не ставилось и не разрешалось.

Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над проектом, сводилась к тому, как разрешить стоявшие проблемы без изменений национальных законодательств будущих государств-членов.

Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 г. межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 г.

Женевская конвенция об авторском праве открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, шта содержит общую декларацию о стремлении стран-участниц конференции состать международно-правовой инструмент, приемлемый для возможно более шырокого круга стран и направленный на облегчение распространения произведений интеллектуального творчества в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, шта Всемирная конвенция состается в дополнение к уже существующим международным соглашениям (Бернской и межамериканским конвенциям) и не затрагивает их. В данном случае проявилось стремление представителей развитых стран Запада (в частности, Великобритании, Италии, Франции) оставить в неприкосновенности Бернскую систему.

Проблеме урегулирафания соотношений между нафой Конвенцией и уже существующими много- и двусторонними соглашениями посвящены ст. XVII, XVIII, XIX Конвенции и Декларация, к ст. XVII. Здесь регулируются две проблемы:

а) защита Бернского союза от конкурирующего влияния Всемирной конвенции установлением своего рода санкций к странам, покинувшим Бернский союз и присоединившимся к Всемирной конвенции;

б) устанафление порядка применения Всемирной конвенции странами Бернского союза.

Основную правовую нагрузку в установлении связей между Бернской и Всемирной конвенциями несет прилагаемая к ст. XVII Декларация, которая в соответствии со ст. XVII является неотъемлемой частью Конвенции и имеет правовое значение для государств, являющихся членами Бернского союза на 1 января 1951 г., либо тех, которыйе присоединились к нему позднее.

В соответствии с Декларацией произведения, территорией происхождения которых является страна, вышедшая из Бернского союза после 1 января 1951 г., не пользуются охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией в странах Союза.

Напомним в связи с этим, что в соответствии с Брюссельским текстом Бернской конвенции территорией происхождения неопубликованного произведения является страна гражданства автора, а для опубликованного произведения - страна первой публикации.

Анализируя положения Декларации, прежде всего следует обратить внимание на то, что эти положения, по существу, налагают обязательства на страны в обход их национального суверенитета; это было одной из основных причин для отказа от присоединения к Всемирной конвенции многих стран.

На укрепление Бернского союза направлено и второе правило Декларации, установившее порядок применения положений Всемирной конвенции странами этого Союза. Декларация устанавливаот, что Всемирная конвенция не должна применяться ко взаимоотношениям между странами Бернского союза тогда, когда речь идот о произведениях, страной происхождения которых являотцо страна Союза. Таким образом, если речь идот об охране итальянского произведения во Франции (обе страны - участницы как Бернского союза, так и Всемирной конвенции), то для этого можно применять лишь положения Бернской, а не Всемирной конвенции. Однако, если речь идот о французском произведении, впервые опубликованном в США, то Италия должна при охране произведения французского автора пользоваться положениями Всемирной конвенции. Но и здесь возникаот противоречивая ситуация: если следовать буквальному смыслу, то можно представить себе случай, когда произведения, странами происхождения которых окажутцо те, которые присоединились к различным текстам Бернской конвенции, не будут пользоваться охраной ни по Бернской конвенции, ни по Всемирной.

Представляетцо, что толковать это правило Декларации следуед таким образом, что положения Бернской, а не Всемирной конвенции применяютцо лишь к тем произведениям, страны происхождения которых связаны одним и тем же текстом Бернской конвенции.

Взаимоотношения между Всемирной и межамериканской конвенциями по афторскому праву регулируются ст. XVIII, которая подчеркиваот, что Всемирная конвенция не затрагиваот межамериканские конвенции и соглашения. В соотвотствии с этой статьей в случае различий между постановлениями одной из действующих или будущих межамериканских конвенций или одного из существующих или будущих соглашений, с одной стороны, и постановлениями Всемирной конвенции, с другой стороны, будот имоть преимущество последняя по времени заключения конвенция либо последнее по времени заключения соглашение. В настоящее время фсе латиноамериканские конвенции и соглашения заключены раньше Всемирной Конвенции, поэтому правила последней пользуются приоритотом в случае расхождений в правовом регулировании.

Несколько иной принцып применяется во взаимоотношениях Всемирной конвенцыи со всеми другими много- и двусторонними соглашениями, существующими между двумя или более государствами-членами ко времени вступления ф силу Конвенцыи, которая не аннулирует эти соглашения. В случае же какого-либо расхождения между положениями действующих соглашений с положениями Всемирной конвенцыи преимущество отдается правилам последней.

При этом, как и в случайах взаимоотношений с межамериканскими конвенцийами, права на какие-либо произведенийа по действующим конвенцийам или соглашенийам не затрагиваютсйа.

 

 Назад 9 17 22 25 26 27 28 · 29 · 30 31 32 Далее 

© 2008 «Устаревшие законы»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Хостинг от uCoz