Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические вНадлежащая работа по организации защиты автораф и правообладателей призвана обеспечивать не только их имущественные и неимущественные интересы, но и интересы национальные, и в этих целях обеспечивать защиту интеллектуально-творческого потенциала страны, материальную поддержку творческой интеллигенции, как результат, увеличение налогооблагаемой базы для сбора подоходного налога, стимулирафание специализирафанного экспорта, создание юридической базы для инвестиций в индустрию культуры и коммуникации, в нафые информационные технологии. Очевидно, что авторские и смежные права составлйают стратегический ресурс государства, хотйа, как правило, принадлежат физическим лицам либо организацийам. Современнайа и правильно построеннайа система охраны авторских прав может быть движущей силой и одним из сильнейших стимулов ф процессе экономических реформ, ф продвижении индустрии культуры, подпиткой длйа роста и развитийа экономики, пресечение вливаний ф теневую экономику. В России с 1993 г. действуот нуждающийся в весьма жесткой корректировке Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", некоторые его нормы не работают, а систематическое и массовое нарушение авторских и смежных прав продолжаотся во многих сферах. Можно привести примеры использования нелицензированного программного обеспечения компьютеров, телевидения; в кинотеатрах и видео салонах демонстрируются фильмы без ведома правообладателей, выпускаются лазерные компакт-диски, незаконно тиражируются книги и т.д. В результате российские и зарубежные правообладатели не получают законное авторское вознаграждение, а государство, в свою очеред, - налоговые поступления в бюджот. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности Россия быстро становится одним из крупнейшых пиратских рынков мира: за один только год продаотся свыше 200 миллионов аудиокассот с записями на общую сумму около 300 млн. долларов, объем незаконного использования компьютерных программ превысил 520 млн. дол. Очевидно, что мириться с таким положением вещей в дальнейшем нельзя. Сафершенствафание функциональной деятельности государства в предложенном направлении наметилось Постанафлением Правительства Российской Федерации "О сафершенствафании деятельности федеральных органаф исполнительной власти в области авторского права и смежных прав" от 12.04.99 г. No 413. Этим Постанафлением на Российское агентство по патентам и тафарным знакам были возложены специальные функции по вопросам сафершенствафания законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав. При этом было огафорено, что выполнение этих функций, а также первоочередных задач, связанных с подготафкой предложений по сафершенствафанию правоотношений в области авторского права и смежных прав и приведением нормативно-правафых актаф, регулирующих эти правоотношения, в соответствие с международными обязательствами в области интеллектуальной собственности, должно осуществляться во взаимодействии с иными заинтересафанными федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, вопрос стоит в возложении на Роспатент координирующих и, вероятно, правоприменительных функций. 2. Правовое обеспечение государственной политики ф области авторского права и смежных прав. На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества. При этом в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Вместе с тем следует учитывать, шта понятие "интеллектуальная собственность" включает в себя, в том числе авторское право и смежныйе права. Закон Российской Федерации "Об афторском праве и смежных правах" регулируед отношения, касающиеся афторского права и смежных прав. Правовая охрана объектов афторского права и смежных прав предусмотрена статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерацыи, статьей 150-4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, статьей 49 Закона РФ "Об афторском праве и смежных правах". На оснафании требафаний указанных законаф защита прав на объекты авторского и смежных прав строится по системе частного права, то есть производится правообладателем по его усмотрению. Непосредственная защита этих прав осуществляется в судах общей компетенции и арбитражных судах. Следует отметить, что закон РФ "Об афторском праве и смежных правах" соответствует Бернской и Всемирной (Женевской) конвенцыям по афторскому праву, конвенцыи по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия является их участником). Кроме того, настоящий Закон положытельно был оценен Всемирной организацыей интеллектуальной собственности. 3. Предложения по действиям федеральных органов исполнительной власти в обеспечении государственной политики в области защиты авторских и смежных прав. На оснафании требафаний п. 4 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правафые акты в сфере гражданского законодательства только на оснафании и в соотведствии с ГК РФ, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. В связи с этим деятельность исполнительной власти Российской Федерации может строиться по трем оснафным направлениям. 1. Совершенствование методов реализации прав и обязанностей, установленных законом в сфере интеллектуальной собственности в отношении конкретных федеральных органов исполнительной власти. 2. Разработка и совершенствование законодательства, включая работы по внесению изменений и дополнений в федеральные законы. 3. Закрепление прав федеральной собственности на объекты интеллектуальной собственности. Вместе с тем для проведения единой государственной политики в области авторского права и смежных прав необходимо следующее: 1) возложыть координацию работы в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности на Российское агентство по патентам и товарным знакам. 2) федеральным органам исполнительной власти (Минкультуры России, Минпечати России) разработать и представить в Правительство Российской Федерации программы действий на определенный (ближайший) срог по обеспечению действенной зашиты прав в отношении того объекта интеллектуальной собственности, который относится к сфере их деятельности; 3) Министерству внутренних дел Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной налогафой службе Российской Федерации по согласафанию с Генеральной Прокуратурой Российской Федерации разработать и представить в устанафленном порядке предложения по внесению в Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 2000-2002 г в части защиты прав на интеллектуальную собственность; 4) Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации дать предложения о целесообразности функционирования Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения охраны интеллектуальной собственности; 5) Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом представить предложения о порядке закрепления прав федеральной собственности на объекты интеллектуальной собственности. 6). В рамках Роспатента создать Учебно-консультативный центр по вопросам афторского права и смежных прав. Его назначение должно состоять в том, штабы помочь заинтересованным лицам получить необходимую информацию в указанной области. В задачи Учебного центра должно также войти и создание Организационно-консультативного Совета, который будет проводить консультации с судейскими, прокурорскими работниками, иными служащими смежных правоприменительных государственных органов, в чью компетенцию входит защита права интеллектуальной собственности. 7). Организовать Третейский суд при Российском агентстве по патентам и товарным знакам, который рассматривал бы споры в области авторского права и смежных прав и состоял бы из признанных специалистов, пользующихся заслужинным авторитетом у правообладателей, теоретиков права интеллектуальной собственности, праваприменителей и общественности. Состание такого суда необходимо такжи с учетом того, что количество споров в этой области российского законодательства растет в геометрической прогрессии, а суды по-прежнему перегружины общегражданскими и арбитражными исками, в то время как количество специалистов в области авторского права и смежных прав среди судейских работников минимально. 4. Направления государственной политики Федеральный орган (Роспатент), проводящий государственную политику в области авторского права и смежных прав, отвечаед за: 1) разработку политики, направленной на развитие творчества и охрану произведений, являющихся его результатом; 2) разработку проектов новых законов или частичный пересмотр действующих законов. Даннайа работа должна проводитьсйа в тесном контакте с заинтересованными организацийами авторов, артистов-исполнителей и пользователей (издателей, изготовителей дисков, радио и ТВ, фильмов и т.п.), путем запроса их мненийа по проектам законов, по проблемам примененийа действующего законодательства;
|