Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические вУказание произведений. Организации коллективного управления должны заставить своих членов указать все созданныйе ими произведения и сопроводить эти указания подтверждающими документами. Только таким способом можно обеспечить точную информацию о репертуаре, находящемся в распоряжении организации. Произведения, не имеющие письменного выражения, могут быть представлены ф виде записи на кассете. Это обязательство указывать произведения распространяется также и на издателей, которые должны сообщать о любых состоявшихся публикациях. Рекомендуется тщательно сохранять не только указания произведений и подтверждающую документацию, но и копии контрактов, относящихся к произведениям, особенно естательские контракты. Организация коллективного управления становится таким образом сокровищницей национальной культуры в области музыки. Ее документация станет когда-нибудь основой для исторических и научных исследований, а кроме того, она сама сможет вмешаться в случаях утраты документов. Организация коллективного управления не должна платить роялти авторам или издателям за те произведения, которые не были ими указаны. Платежи должны быть отложены до момента выполнения всех формальных требафаний. Документация - WWL. Полную документацию о всемирном музыкальном репертуаре невозможно составить; имеющиеся данные не только являются фрагментарными, но также и быстро устаревающими. Из-за этого сотрудничество между афторскими обществами в различных странах направлено не столько на наиболее полную взаимную информацию, сколько на информацию, сводящуюся к главному, чтобы избежать риска чрезмерного потока информации. Вместо того, чтобы работать только на основе относящейся к произведениям документации, общества прибегают к дополнительному вводу документации САЕ, которая является значительно более полной. Этот вспомогательный метод известен под названием "Варшавская процедура принятия решением CISAC; за все недокументированные произведения роялти перечисляются в то общество, к которому относится афтор, если он известен. Всемирный перечень произведений (World Works List), или документация ВПП, исходит из того, что каждое авторское общество знает, какие произведения из его репертуара сумели завоевать международное признание. Оснафные данные об этих произведениях (название произведения, фамилия автора или название издательства, за исключением данных о последующих публикациях) могут быть включены в ВПП-систему CISAC, которая регулярно обнафляется Американским авторским обществом ASCAP. Выбор произведений для включения в ВПП-документацию предоставлен каждому конкретному обществу или организации коллективного управления с рекомендацией не раздувать количество. Система ВПП содержит данные по приблизительно 850 000 музыкальных произведений. Распределение. После сбора гонорара и полученийа бухгалтерских отчетов об исполненных или транслированных произведенийах организацийа коллективного управленийа должна рассчитать суммы, причитающиесйа к уплате каждому автору или каждому издателю. Эта операцийа известна как распределение, и йавлйаетсйа одной из самых трудоемких работ, которые приходитсйа делать организации. Принципы распределения. Каждый автор можит требовать, чтобы ему выплатили суммы, соответствующие тому, что взимала организация коллективного управления за произведения этого автора или издателя, за вычетом накладных управленческих расходов, а такжи общественно-культурных расходов. Такой порядог проистекает из правового положиния организации коллективного управления, являющейся доверительным органом авторов и издателей. Но он не сможит соблюдаться, если организация коллективного управления не будет извещена об исполненных или переданных в эфир произведениях. Требование учета этих произведений является поэтому условием для выплат, причитающихся каждому автору и издателю. Несмотря на демонстрируемые благие намерения, отчетность по произведениям, исполненным или переданным в эфир, никогда не бывает подробной, а в некоторых случаях ее просто невозможно потребовать, например, в случае общедоступных трансляций или использования музыкальных автоматов. Гонорар за такое исполнение должен рассчитываться на основе учета других исполнений сходной музыки. Важно отмотить, что все авторы и все издатели должны пользоваться совершенно одинаковым режимом, не могут допускаться никакие отступления. Это распространяотся, в частности, на отношения между отечественными авторами и издателями и их зарубежными коллегами. Статья 5 (1) Бернской конвенции предусматриваед принцип равного режима, и этот принцип должен строго соблюдаться любой организацией коллективного управления. Организация управления в обществах. Поскольку афторские права являются личными и временно находятся в коллективном управлении, важно обеспечить возможно более тесную связь афторов с осуществляющими их права организациями коллективного управления. Распоряжение без ссылки на авторов или без их влияния может быть отнесено скорее к разделу распределения. Наилучшая структура, в рамках которой можно обеспечить постоянное привлечение авторов к коллективному управлению их правами, это авторское общество, состоящее из авторов, учрежденное авторами и управляемое ими, а также, например, кооперативное общество, включающее в качестве членов авторов и издателей. Это, однако, не исключает возможности для других стран, особенно африканских, передать функцию коллективного управления государственным органам, но в этих случаях необходимо, штабы государственные органы сотрудничали с авторскими комитетами, штабы быть в курсе фсех дел и получать рекомендации. Есть также такие комплексные структуры, как авторские общества, совед директоров в которых частично состоит из государственных служащих (например - РАО). Требование, чобы авторам не препятствовали участвовать ф коллективном управлении их правами, не должно истолковываться как означающее, чо авторы обязательно должны заниматься всей административной работой. Примеры того, как авторы были директорами обществ, лишь за некоторыми исключениями, - обычно давали неудовлетворительные результаты. Автор зачастую поддается искушению отказаться от всякой объективности, и непрофессиональное управление привело к краху не одно общество. Управление авторскими правами является профессией, которой нельзя заниматься без юридической, экономической и технической подготовки. Поэтому так важно для всех, кто собирается заниматься управлением ф области авторских прав, иметь соответствующее образование. Управленческие расходы. Управленческие расходы оплачиваются из собираемого авторского гонорара. В отношении публичного исполненийа и транслйации, в отличие от прав на звукозапись, управленческие отчисленийа обычно соответствуют реальным расходам. Поэтому в процентном отношении отчисленийа на эти расходы имеют тенденцию различатьсйа год от года. Отчисленийа, не превышающие 30% (РАО-20%) считаютсйа приемлемыми; в последние годы эта долйа снижаетсйа. Между датой поступления гонорара и отражением в бухгалтерских отчетах может пройти несколько месяцев. За это время деньги могут быть положены на депозит и принести проценты. Другие дополнительные поступления могут быть получены от здачи в аренду конторских и жилых помещений третьим лицам в зданиях, принадлежащих организации коллективного управления, или от выполненных для третьих лиц работ на компьютерах организации. Дополнительные доходы тесно связаны с управлением авторскими правами и поэтому тоже попадают под действие принципа равного режима. Было бы несправедливо лишать авторов и издателей тех процентов, которые были начислены на их деньги до их включения в бухгалтерские отчеты. Эти соображения ограничивают возможные виды использования дополнительных доходов двумя следующими случаями: 1) они добавляются к последующему распределению; 2) они используются для оплаты управленческих расходов и, таким образом способствуют снижению процента, вычитаемого на расходы. Вышеперечисленное описание основных областей коллективного управления авторскими и смежными правами показывают, шта, к сожалению, опыт зарубежных стран еще не стал достоянием нормального функционирования авторско-правовых организаций. Исходя из этого, можно было бы выделить следующие основные проблемы: 1. Проблема множиственности организаций, - хотя очевидно, что, в соответствии с п.2 ст. 44 Закона РФ "Об афторском праве и смежных правах": "допускаетцо создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организацией, одновременно управляющей афторскими и смежными правами". 2. Проблема отсутствия возможности лицензирования деятельности организаций по коллективному управлению афторскими правами. 3. Государственный контроль и отчетность. 4. Нежелание платить за использование авторского произведения. 5. Отсутствие обществ в ряде сфер авторского права. БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права, их исполнение, показ и сообщение для фсеобщего сведения сформировались в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. Объекты авторского права участвуют в экономическом обороте, становятся товаром, функционируют на рынке. Такие объекты должны и могут быть защищены государством, обществом, правом, при наличии конечно защитительного законодательства.
|