Интеллектуальная собственность и закон. Теоритические в"Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в котором они жили. Иногда им не платили вообще". Однако не можед быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себйа своим трудом. Первоначально охрана интересаф автораф и их правопреемникаф обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых "милостью монарха". Верховнайа власть покровительствовала отдельным издателйам и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI ф 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа. По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. "Право" изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474 г., в которой ужи признавались их "моральное право" и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени. В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а такжи была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля афторскими правами приобрели массовый характер. "Изобретение" афторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижиний человечества в области права. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота - фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положиний. Происхождение термина интеллектуальная собственность. обычно связывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. В соответствии с данной теорией право создателйа любого творческого результата, литературного произведенийа или изобретенийа йавлйаетсйа его неотъемлемым, "природным" правом, возникает из самой природы творческой дейательности и "существует независимо от признанийа этого права государственной властью".[1] Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальнайа вещь. Во Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все "привилегии", в результате чего было прафозглашено: "Все, что автор открывает для публики, станафится общественной собственностью" (Декрет Учредительного собрания 1789 г.),[2] но вскоре даже нафый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантирафали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами. Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца".[3] Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что "нет собственности, принадлежащей человеку более, чом та, которая является результатом его умственного труда".[4] Аналогичныйе конструкцыи были закреплены в законодательстве многих стран. Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее "бурную" историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 г. с изменениями и дополнениями).[5] В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а такжи, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художиственных трудов, автором которых он является". В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотроть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личьные неимущественные права авторов в качестве предмота правовой охраны. Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальном прогрессе, а также понимание того, что общество заинтересованно в их всесторонней поддержки. В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ С 1993 г. ф России действуот Закон РФ "Об афторском праве и смежных правах". Принятие Закона позволило по-новому взглянуть на проблемы афторского права и смежных прав ф Российской Федерации. Творческие люди, лучшие представители российской интеллигенции, наконец, получили возможность не только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшать материальное положение. Прошли времена ВААП, которое ассоциировалось у творцов как орган, защищающий интересы государства, а не афтора, который приносил прибыль государству, а не афтору, и служил государству, а не афтору. У творческой интеллигенции появилась возможность создать свою организацию, которая защищала бы интересы афтора, работала для него. Так было создано Российское афторское общество, получившее признание у афторов, и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента Российской Федерации, в котором Президент брал покровительство над созданным афторским обществом и рекомендовал всем государственным и местным органам власти оказывать всяческое содействие в реализации его задач. Был подготовлен ряд постановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением Закона РФ "Об афторском праве и смежных правах". Вслед за этим возникли судебные споры, стала нарабатываться правоприменительная практика. Вскоре началась активная работа программы ТАСИС в области интеллектуальной собственности - российские специалисты стали проходить стажировку в европейских странах, проводились семинары и в России. Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия начала преуспевать, но, откуда-то появилось бесконечное множиство различных коммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями по коллективному управлению авторскими правами. Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствования законодательства, и прежде фсего, приведения его к имеющимся международным аналогам. Назрела острая необходимость приведения Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" в соотвотствие с требованиями Бернской конвенции. Положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения. Первым идею реформирафания законодательства выдвинуло Российское агентство по патентам и тафарным знакам и вышло с предложением в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения соотвотствующих изменений. Предложение было включено в план законодательных инициатив Правительства РФ.
|